Мы Семья logo

СТАТЬИ О ПЕТРОПАВЛОВСКЕ

Северные ворота Казахстана.

Залевский С. Г.

"Северные ворота Казахстана" - именно так называется книга известного автора, рассказывающая о Петропавловске. В ней много интересного информации и фактов, но нет самого главного: информации какие на самом деле дырявые эти ворота, что в эти дырки протекает, куда течет и кому выгодно, чтобы эти дырки оставались… Именно благодаря этим дыркам Россия сегодня (как впрочем и Казахстан) тонет в дешевом и некачественном китайском товаре.

Первая большая дырка (на территории СКО) это ж/д вокзал. Небольшой груз проносят прямо через перрон, если постоянно то, предварительно зайдя на пост и оплатив начальнику смены. Тариф: маленькая коробка 1000 тенге, большая 2000.

С большим сложнее. Одна из схем, используется на поездах с российской стороны имеющих передвижную камеру хранения. Грузы из камеры хранения грузятся на тележки и перевозятся в камеру хранения под сопровождением начальника смены (на этом этапе он гарантирует 100% - е прохождение груза). Вечером же, после прихода Алматинского поезда, на этот груз меняются документы на поддельные Алматинские, и он вывозится вместе с казахстанским грузом с этой камеры хранения в город. На так называемый «подскок» (место временного складирования). Обычно «подскок» находится в промышленной зоне или в частном секторе. Где все перегружается в более крупный транспорт и с сопровождением или по заранее приготовленным «коридорам» покидает территорию РК.

Маленькое пояснение: «хай-вай» - туго запрессованный баул с китайским ширпотребом. В один баул может быть набито товару на сумму до 1000 долларов. При реализации на территории России стоимость его увеличивается в несколько раз. Именно эти гигантские подъемы на этом товаре делают оправданным его провоз контрабандным способом оплачивая по дороге всех и вся.

Приключения с «хай-ваем», который едет из Алматы в Петропавловск, начинаются прямо в пути. Его могут выгрузить в Кокшетау, якобы по ошибке и забрать его оттуда будет не так-то просто…

На вокзале специально для «хай-вая» существуют несколько камер хранения, которые часто воюют друг с другом. Пишут друг на друга заявления в разные органы, «сдают» и подставляют. В этих камерах хранения дожидается перегрузки почти весь «хай-вай», который пойдет контрабандой на Россию. Пользуются этими камерами россияне, так у казахстанских контрабандистов перегрузка происходит на территории города, на так называемых «подскоках» (место временного складирования).

Из всех событий характеризующих отношения между камерами хранения, наиболее известна большая драка в багажном вагоне с участием грузчиков с двух камер хранения и полицейских из «Кузета». Драка сопровождалась криками начальника нападавших: «Бейте ментов, я разведу!». В этой драке одному полицейскому вывернули руку, остальные отделались легким испугом. Самое интересное, что даже в этой ситуации никто не «сел», так как полицейским за понесенные издержки видимо оказалось выгоднее взять деньгами! Позор на форму полицейских их начальников не волнует. Самое смешное, что именно за несколько дней до этого происшествия, по Петропавловскому телевидению, прошел рекламный ролик о том, что «Кузет» - это лучшая охрана в городе. Думаю те, кто видели, как эту «лучшую охрану в городе» «метелили» в вагоне, в этом сильно усомнились!

О том, какие важные люди стоят за контрабандой проходящей через вокзал можно судить по тем дням когда транспортная прокуратура ограничивает вывоз «хай-вая» с территории вокзала. Какие тогда машины только не съезжаются к вокзалу. Марки машин, их номера, то, что эти машины, если бы не ворота, заехали бы на перрон – все это говорит о многом.

Пикантность во всю ситуацию добавляет территориальность. Перрон это территория линейного отдела полиции (ЛОВД), а привокзальная площадь территория горотдела. Где заканчивается территория вокзального таможенного поста, не могут сказать даже сами вокзальные таможенники. Очевидно там, где им нужно в определенный момент. Именно великая дружба ЛОВД и таможни лежит в основе вокзального беспредела. По сути, они просто работают «на карман», не мешая, друг другу и обдирая клиентов каждый по своему. Именно эта территориальность, делает бесполезной задержание городскими силовиками контрабанды, так как дело по подследственности будет передано в ЛОВД, где оно будет похерено и развалено. Именно территориальность сделала смешным задержание начальника смены вокзальной таможни 9-м Управлением УВД СКО. Зам начальника 9-го Управления прибыл на вокзал посмотреть на беспредел творимый одним из сотрудников ЛОВД, но того кто-то успел предупредить… Поэтому увидел он начальника смены таможенников (не повезло парню, однако), который на переходе через пути не стесняясь обирал россиян везущих «хай-вай». Дело, опять же, по подследственности было передано в ЛОВД. Что с ним было дальше, наверное, объяснять не стоит. Для непонятливых скажу, что таможенник потом ходил по городу и нагло улыбался сотрудникам, проводившим задержание…

Единственные у кого нет территориальности – КНБ, почему-то ведут себя по отношению к вокзалу удивительно пассивно. Есть легенда, что это происходит от того, что существует один день в месяце, когда таможня «проставляется комитету» за спокойную жизнь на вокзале. В пользу этой легенды говорит и то, что таможня устраивает для КНБ дни открытых дверей. Ведь для девятого управления УВД такие дни таможней никогда не устраивались.

Ключевым моментом в контрабандных процессах на вокзале является сама железная дорога, точнее ее руководство, а также транспортная прокуратура. Транспортная прокуратура при желании давно могла навести порядок - на то она и прокуратура. Но что-то ей постоянно мешает…

Хорошо иллюстрирует вышеуказанное, схема, которой пользовались курды для провоза контрабанды через Петропавловск в сторону Кургана. После того как огромное количество баулов сосредотачивалось на Петропавловском вокзале, несколько «курдских гонцов» выезжали в Омск, где они покупали документы по которым эти баулы были загружены в поезд № 47 не в Петропавловске, а в Омске. И через казахскую территорию они следовали, якобы в транзитном порядке.

Следующая волна – это машины дорожной полиции и передвижные патрули городского отдела полиции, которым в районе вокзала как будто медом намазано. Впрочем, встретить их контрабандисты могут на всем пути следования по городу. Наиболее нагло ведут себя машины горотдела, часто беря на себя функции дорожной полиции. Что-то, невнятно бормоча под нос про «операцию правопорядок» или «мобильную группу» они очень настойчиво пытаются узнать информацию о грузе…

Зимой 2005 года «отделом по борьбе с легализацией незаконно нажитых средств» УБОП УВД СКО, совместно с «собственной безопасностью» дорожной полиции была проведена операция, в результате которой, при получении взятки в размере 3000 тенге, были задержаны два сотрудника дорожной полиции и один гражданский. Задержание происходило (смешно сказать) во дворе «Обл. ГАИ», куда эта троица на двух машинах съехалась на дележку (по тысяче на брата, как они сами пояснили водителю «газели» устанавливая сумму взятки). Простая наживка («Газель» загруженная «куклами» - точной имитацией баулов «хай-вая») сработала безотказно. Естественно ни в одном из СМИ не было упоминания об этом инциденте. Не говоря уже о том, что сама эта операция - из ряда вон выходящий случай, потому что «ворон ворону глаз не выклюет» (или если удобней «рука руку моет»)… В довершение темы о ГАИ скажу, что только пост на въезде в город со стороны Бишкуля «поднимает» в день 50 000 тысяч тенге…

И нельзя сказать, чтобы в УВД не было подразделений готовых бороться с коррупцией в той же дорожной полиции. Просто это не нужно самому начальнику УВД: за какую руку не кусай – все равно голова болеть будет (а именно голова начальника УВД, а ему и так некогда: деньги зарабатывать надо пока с должности не сняли)!

Отдельно стоит упомянуть «свободных охотников» - сотрудников силовых ведомств, которые в свободное от работы время пополняют семейный бюджет за счет вокзала и привокзальной территории. Именно их наглость и беспардонность привели к тому, что начальнику УВД, в прямом эфире по местному телевидению по телефону был задан вопрос: почему сотрудники 9-го управления на вокзале ведут поборы? При проверке выяснилось что это был недавно уволенный сотрудник. Именно свободные охотники осуществляют сопровождение контрабанды на этапе: вокзал-граница в добровольно принудительном порядке.

На подходе к границе машинам с контрабандой еще придется встретиться с сотрудниками полиции РОВД, через чьи районы проходят пути контрабандистов а те уже свое не упустят.

Граница и ее состояние это отдельная большая тема. У нас недавно создан отряд пограничного контроля (ОПК), о том, как он на самом деле работает, стало известно больше года назад, когда министр МВД решил провести операцию «Чистые руки» и в Петропавловск, из Астаны, в секретном порядке прибыла оперативная группа 9-го Департамента МВД. К этому времени у 9-го Управления УВД СКО уже имелась информация о том, что начальник одной из погранзастав на границе с Россией за деньги пропускает машины с контрабандой. Само 9-е управление в операции не участвовало. Была приготовлена «Газель» с настоящим грузом для якобы прохода на сопредельную территорию. Однако она так и не понадобилась, так как капитан-пограничник за 100 долларов даже не потрудился посмотреть, что за машина двигается в сторону России и что она на самом деле везет. В два часа ночи после передачи денег застава была взята штурмом. Истинное положение на объекте, который громко назывался пограничной заставой, сильно поразило оперативников. Заставой назывался домик ближе к краю деревни. Личный состав заставы состоял всего из трех человек, из которых один стоял на посту, один отсыпался где-то в деревне после дежурства, а третий (офицер), находился в доме. Опасения оперативников о том, что часовой может открыть огонь по оперативной группе, оказались совершенно напрасными. Оружия, у этого так называемого пограничного отряда, не оказалось вообще(!), так как в доме не была оборудована оружейная комната. Из того, что должно быть на заставе присутствовала только, рация с секретными кодами, висящими рядом на стене на листке бумаги (чтобы враг не догадался!) и УАЗик, на котором пограничники должны были, по замыслу, патрулировать местность, который не ездил уже полгода из-за отсутствия бензина. Парадокс: офицер, зарабатывающий 100 долларов за один проход машины, не смог изыскать средств на то, чтобы купить бензин. А если бы купил и патрулировал, наловил бы больше контрабандистов! Больше контрабандистов - больше денег! Бизнес! Подъем почти 100 % и своих средств вкладывать не надо. (Становится понятно, почему люди сейчас платят большие деньги в военкомате за то, чтобы их чада отслужили хоть где-нибудь. Ведь без армии дорога в такие «хлебные места» закрыта… И военкомат доволен: не хочешь служить – плати, хочешь служить – тоже плати!). Из пояснений часового, (который, кстати говоря, «сдал» оперативникам все, что можно было и что нельзя) следовало, что контроль проходящего транспорта осуществлялся следующим способом: часовой, увидев из далека идущую машину, должен был бежать к дороге и останавливать ее для проверки документов. На вопрос «Были ли сегодня машины?», часовой ответил, что были, но их не проверяли, так как не успели вовремя добежать до дороги!!! Поэтому вопрос: мог ли этот, так называемый пограничный отряд, удерживать свой (далеко не маленький) участок границы, я думаю, можно считать риторическим. Возникает вопрос, стоит ли тратить такие деньги на содержание таких пограничников? А зарплата у пограничников составляет не менее 30 000 тенге. И последнее и, наверное, самое интересное в этой истории: в процессе операции выяснилось, что задержанный капитан оказался секретным агентом КНБ внедренным в пограничную службу с целью получения информации касающейся прохождения контрабандных грузов на территорию РК со стороны России!?! Комментарии, я думаю излишни.

Большие грузы (размер «Камаза» и больше) идут по заранее приготовленным коридорам и с сильным прикрытием работников силовых ведомств. Такие караваны очень редко попадаются. Несколько лет назад, весной, на границе, Омским РУБОПом была задержана «фура», направлявшаяся, в составе каравана из двух машин, в сторону России и застрявшая в весенней грязи. На «развод» с казахстанской стороны прибыли таможенники с удостоверениями сотрудников налоговиков. Все они были сфотографированы на цифровой фотоаппарат россиянами. По данному факту были возбуждены два дела: россиянами по факту ввоза контрабанды, нашим УВД - по факту вывоза. Конфискованным «хай-ваем» были забиты все склады в городе…

А не будь такой случайности как весенняя грязь на пути этой машины, не было бы и этого шумного дела! Хотя вопрос, какими должны быть дыры на границе, чтобы в них без проблем проходили «фуры-лайнеры» иностранного производства (даже в условиях весеннего бездорожья), по прежнему остается. А «фуру» шедшую первой никто так и не нашел…

Многие кто ездит в Омск, могли наблюдать на постах следующую картину: с Казахстанской стороны к посту таможни подходит несколько фур в сопровождении машин с тонированными стеклами. Машины сопровождения остаются, фуры проходят (естественно без таможенного досмотра), на небольшом удалении от поста их берут под сопровождение российские «гаишники», и весь этот картеж уходит в сторону Омска. Что и кому везут эти машины? Как говориться вопрос знатокам на засыпку.

Казахстанские таможенные посты действуют в тесном взаимодействии с российскими таможенниками. Жаль только, что в плохом смысле этого слова. Именно поэтому контрабанда, пройдя казахские посты, не «спотыкается» о российские. Таможня, как и мафия интернациональна.

В довершение можно добавить только одно. В этой статье освещены только маленькие штрихи большой картины, которая, увы, далеко не радужная. В целом по этой теме можно написать увлекательную книгу, которая будет бестселлером не только в информативном плане, но и как пособие по контрабанде через Северо-Казахстанскую Область.

2005 год