Храмы и мечети Петропавловска.
Выгодно расположенный на путях сообщения России с Сибирью, Средней Азии с Сибирью, Петропавловск привлекал к себе значительные массы людей. Здесь мирно уживались купцы разных национальностей: русские, татары, евреи, казахи. Открытие казахской степи для переселения способствовало приезду украинцев и белорусов. Наличие крепости и военного гарнизона давало возможность размещать здесь ссыльных. После подавления польского восстания в конце 18 века, когда Польша перестала существовать как самостоятельное государство, тысячи поляков оказались в Сибири. Только в Западную Сибирь было сослано 10 000 поляков, из них 2 000 - в Петропавловский уезд. По просьбе ссыльных поляков на окраине города, в районе парка был построен деревянный костел, а позднее, уже в начале 20 века, каменный костел, который в советское время так и не стал храмом, а использовался как жилой дом, позднее как детский сад.
Польский костел
Сейчас храм восстановлен, и в нем идет служба. При спуске под гору, напротив здания купеческого собрания, находилось здание еврейской синагоги. В память о храме Соломона в Израиле все синагоги имеют четкие прямоугольные очертания.
Вид на Касимовскую мечеть с колокольни храма Петра и Павла, вдалеке видны Солдатская церковь и Вознесенский собор
Касимовская мечеть
Ещё в 1795 году купец Касимов лично попросил у Екатерины II разрешение на строительство мечети. И самая старая мечеть города была построена на территории нынешнего рыбозавода. Татарские купцы Янгуразов и Дин-Мухаммед на свои деньги построили мечети. В 1803 году начинается строительство подгорного собора. В крепости деревянная часовня во имя святых Петра и Павла заменяется каменной церковью. К сожалению, не сохранилось даже фотографии этой церкви. Она перестроена и изменена до неузнаваемости. В народе её называли Солдатской церковью.
Вид на Солдатскую церковь из Подгоры
Самый большой собор Петропавловска - Вознесенский, к сожалению, не сохранился. Построенный в 1865 году на средства именитых граждан купцов Глазковых, он пережил все ужасы революции: снятие колоколов, превращение в склад ненужных товаров. Недолгое время в нем был музей. Отсутствие постоянного отопления разрушало собор и его снесли в 1937 году. Не сохранилась и Васильевская, или Кладбищенская, церковь, построенная на средства купца Зенкова.
Зенковская церковь
Церковь находилась в районе общежитий университета. Я помню это небольшое, ободранное, страшное здание с обломанными кирпичными стенами, в которых устроили прожарку вещей тифозных больных. Такое надругательство над чувствами верующих было в годы революции в почете. Запрещали ходить в церковь, стряпать куличи к Пасхе. Я помню, как ночью бабушка месила тесто, а дедушка лез на крышу дома и прикрывал трубу, чтобы не так сильно был виден дым. Иначе приходили в дом комсомольцы и выливали готовое на куличи тесто в помойку.
Церковь Марии Магдалены
Такое же надругательство было совершено над красивейшей церковью Петропавловска - привокзальной церковью Марии Магдалены. Из неё сделали комсомольский клуб, разрушили купола. Позднее, в 30-е годы, больше не нашли места, где строить первые многоэтажные дома Петропавловска. Строили их у порога церкви, тем самым расшатали фундамент (трехэтажная коробка была в трёх метрах от церкви). Я помню, как ходила в гости к подруге, которая жила в трехэтажке, и видела это прекрасное разрушающееся здание. С выбитыми окнами, осыпавшимися стенами, свернутой крышей - здание все равно поражало своей красотой. Узорчатая кладка, стрельчатые проёмы окон - всё молило о защите, но этой защиты не было.
При строительстве обкома партии было снесено прекрасно сохранившееся здание мечети, в нем находилась пошивочная мастерская. Спортивные школы были в зданиях мечетей Янгуразова и Дин-Мухаммеда. Из шести церквей Петропавловска сохранились только две. Из шести мечетей - тоже две мечети. Разрушена синагога, но сохранился польский костел и построен новый на улице Жамбыла. Сейчас в городе есть и протестантские, и лютеранские, и баптистские храмы. Люди молятся, получают покой и успокоение, какой бы религии они не поклонялись. И стоят над ишимскими просторами храмы разных религий и призывают народ жить в дружбе и веротерпимости.