Самая длинная железная дорога мира
Петропавловск - не только город на севере Казахстана, но и крупный железнодорожный узел. Он удобно расположен на пересечении Транссибирской и Трансказахстанской магистралей. Самая длинная железнодорожная магистраль мира, протяженностью 9289 км, проходит через наш город.
Железные дороги - это настоящее чудо 19 века - сменили ямщиков, увеличили количество перевозимого груза и скорость его доставки. Строителям железных дорог пришлось выдержать тяжелую борьбу с ямщиками. Владельцы гужевого транспорта подкупали прессу, правительство, всячески мешали строительству дороги. Владельцы томского гужевого транспорта подкупили инженеров, прокладывающих железнодорожный путь, так, чтобы железная дорога обогнула Томск и прошла южнее. Пресса писала в то время: "Занесет дороги! Замёрзнут и встанут ледяными куполами паровозы среди полей. Провалится затея! 6 месяцев в году Россия лежит под снегом, под грязью да под талой водой! Какие тут рельсы? Потонет всё. А паровозы! Эти огнедышащие чудища! Да они же будут пугать коров на российских полях, и у них пропадёт молоко. А у женщин пойдут преждевременные роды".
Самая первая железная дорога была построена в России в 1837 году. Она соединила Петербург с Царским Селом. Люди с трудом привыкали к этому железному чуду. 10 лет строилась дорога между Москвой и Петербургом. В 1851 году по ней пошли поезда. 18 августа 1851 года её открытие было приурочено ко дню рождения царя Николая I. Первыми пассажирами стали солдаты, которых насильно посадили в поезд, обыватель отказывался ехать на этом грохочущем железном чудовище. Царь с семьей для поддержания престижа ехал в поезде, но когда поезд пересекал мост, он выходил из вагона и пешком шёл по мосту. Поэты, писатели откликнулись на открытие дороги своими произведениями. У Некрасова - железная дорога, у Блока - железная дорога. В "Анне Карениной" Толстой знакомит Анну с Вронским на Николаевском вокзале, и погибает она под колесами паровоза на этом же вокзале.
В 1891 году принимается решение строить в России дорогу, которая бы соединила Сибирь и европейскую часть. Дорога начинает строиться одновременно от Владивостока и от Челябинска. Весной 1891 года Николай Георгиевич Гарин-Михайловский назначается начальником изыскательской партии на Западно-Сибирской дороге. Его задача состояла в том, чтобы проверить изыскания, проводившиеся 4 года назад. За основу строительства Транссибирской магистрали через Петропавловск был взят проект инженера Островского. Проект моста через Ишим в районе Петропавловска предложил профессор Н. А. Белелюбский. До сих пор поражаешься, как красиво смотрится насыпь, сделанная без применения техники. Насыпали её лопатой, киркой. Землю возили на лошадях. Подряд на изготовление рельсов для дороги взяли Демидовы - некоронованные короли Урала. В музее хранится кусок рельса с монограммой соболя. Строилась дорога, строились сооружения, её обслуживающие. Вокзал в Петропавловске построен в 1893 году, а также водонапорная башня, здание локомотивного и вагонного депо. Перед вокзалом был деревянный перрон. Об отправлении и прибытии поездов оповещал медный колокол. Вокзал оказался в трех километрах от города. Город заканчивался у городского парка, а дальше шла степь с берёзовыми перелесками. По прибытии поезда продавались перроные билеты. Люди ждали прихода поезда. Прогуливались по деревянному перрону женщины в длинных платьях с зонтиками, мужчины в сюртуках и шляпах-цилиндрах с тросточками. Первый поезд пришёл в Петропавловск 24 августа 1894 года. Оркестр казачьего войска играл "Встречный марш".
Казахи прозвали поезд "шайтан-арба". Русские звали паровоз "самовар на колесах". Но скоро люди привыкли к железной дороге и ездили по ней без опаски. Моя прабабушка Марфа Ивановна Колмогорова вместе с мужем ездила к родным в Екатеринбург. Потянулись из Сибири поезда с зерном, "масляные" поезда, поезда с углем и рудой. В 30-е годы петропавловский перрон был лучшим по озеленению среди всех станций Транссиба. И делал это чудо агроном Василий Герасимович Осипов.
Он умело подстригал обычные наши деревья и превращал их в шары, объемные фигуры. Среди зелени были маленькие фонтанчики. Я помню это чудо вокзала, которое я увидела где-то в 5-6 лет. Мне казалось, что я попала в сказку. В это время Петропавловск был почти не озеленён, и зелёный наряд вокзала казался необыкновенным, сказочным. Зато по другую сторону вокзала находилось озеро. По его берегам селились цыгане в своих шатрах. Купались пассажиры, ждущие поезда. Чуть дальше были деревянные здания школы и церкви. И только в 1907 году было построено на средства железной дороги каменное здание церкви Марии Магдалены. Самую красивую икону в эту церковь подарила жена Николая II Александра Фёдоровна. С перрона Петропавловского вокзала отправлялись на фронт воины, сюда приезжали эвакуированные люди из разрушенных городов. В 1954 году здесь встречали первых целинников. В 70-е годы с перрона Петропавловского вокзала ежедневно в летнее время отправлялось по 30 пар пассажирских поездов. Петропавловский участок дороги был одним из самых грузонапряжённых.
Железная дорога - это память о замечательных инженерах 19 века, это память об одном из величайших сооружений мира.
Вера Яворская, краевед.