Мы Семья logo

СТАТЬИ О ПЕТРОПАВЛОВСКЕ

Православные храмы Петропавловска восстановил художник ко Дню города.


 Ольга Вайтович корреспондент Петропавловск.news

 

 

 

 

Уникальный подарок Петропавловску и горожанам сделал художник и архитектор в одном лице Александр Листопадний. Он сотворил настоящее чудо – возродил разрушенные культовые сооружения нашего города! Стёртые с лица земли много десятилетий назад «дома божьи» обрели вторую жизнь на холстах художника, сообщает корреспондент Петропавловск.news.

Художник, член  Союза архитекторов РК и краевед Александр   Листопадний стал автором уникального проекта. Он создал серию картин с видами утраченных православных храмов Петропавловска.

12 июля 2018 года Петропавловск праздновал свой День рождения. Ему исполнилось 266 лет. В 1752 году на правом берегу реки Ишим была заложена крепость святого Петра.

Благодаря работе дореволюционных фотографов и владельцев типографий сегодня мы можем любоваться пейзажами и архитектурой старого Петропавловска. До наших дней сохранились далеко не все каменные здания, построенные на средства купцов, промышленников, а также за счёт государственной казны.

А ведь красота их архитектуры восхищает! Купеческие особняки, магазины, мельницы, храмы и мечети – сегодня мы любуемся этими строениями. К сожалению, созерцать многие из них теперь возможно только на фото и открытках.

Автор серии картин с видами храмов Петропавловска Александр Листопадний признаётся, что мысль об их создании зрела уже давно. Всё началось с изучения старых фотографий. Как архитектора его особенно интересовали постройки тех времён, а также авторы этих сооружений. Он изучал стилевую принадлежность памятников. Впоследствии художника посетила мысль перенести свои труды на холст и показать потомкам былую красоту утраченных храмов. Тогда мастер начал собирать материалы. Анализируя фотографии, где не всегда видна полная картина здания, профессиональный архитектор домысливал недостающие на снимках детали – кокошники, сандрики — и прочие повторяемые элементы фасадов. В этом ему помогало образование и опыт работы в архитектуре.

— Воплощение замысла в красках – это завершающий этап в моей работе. Первостепенной задачей было изучение планов зданий.  Затем — доработка недостающих деталей по симметриям. Я решил воссоздать образы утраченных памятников  вместе с антуражем того времени, с его колоритом. Как, например, изучил особенности одежды людей, которые служили в соборах, средства передвижения и так далее, — рассказывает художник-архитектор Александр Листопадний.

Беспощадно уничтоженные храмы уже не вернёшь. Но благодаря работам Александра Ивановича все, кому небезразлична история Петропавловска, получили возможность созерцать то, что было, и ценить то, что есть.

— Хочу, чтобы все поняли, в каком красивом городе мы живём и что потеряли. Моя задумка — передать дух тех времён, когда действовали храмы, и показать каждое культовое сооружение в отдельности, — говорит художник.



В 1921 году в Петропавловске проводилась регистрация церквей и мечетей. К тому времени в городе действовало 6 церквей и один собор. В Подгорье в 1813-1815 годах  была построена на средства прихожан Покровская казачья церковь. В старой крепости находилась церковь Петра и Павла (второе её название Солдатская, — прим. ред.), построенная в 1831-1842 годах на средства прихожан. Около базара находилась Васильевская старокладбищенская церковь, построенная в 1847-1851 годах на средства почётной гражданки А. Г. Зенковой в память о ее покойном брате Василии. На соборной площади, где сейчас находится театр драмы им. Н. Погодина, возвышался Вознесенский собор, построенный на средства почётных граждан Глазковых в 1865-1870 годах.

На средства петропавловского купца В.К. Захарина была выстроена в 1887-1888 годах приписная Покровская тюремная церковь. В 1890-1894 годах построена Всехсвятская кладбищенская церковь на средства купца С. И. Хлебникова и его жены.

В привокзальном посёлке управлением Западно-Сибирской железной дороги на средства фонда имени императора Александра III в 1899-1900 годах для рабочих им служащих станции была отстроена Мариинская железнодорожная церковь.

Престолов в ней было три: средний во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, правый в честь Богоматери всех скорбящих и левый — в честь Федосея Углицкого. Здание было очень красивым: построено из жженого кирпича, а карнизы и разные выступы — из тесанного и шлифованного красного гранита. Достопримечательностью храма была замечательная икона св. Марии Магдалины, писанная на камне, в золотой ризе, в резном роскошном киоте. Это был дар вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Церковного капитала имеется 2898 рублей. Угодий, приносящих церкви доходы, и земли церковной нет.

При станции имелось отделение центральной библиотеки Сибирской железной дороги.

В 1920-30-х годах началась активная борьбы с религией. Верующим  навязывалась иная вера-  в «светлое будущее». Разрушались храмы, подвергались гонению священнослужители. Из 7 православных храмов в Петропавловске до наших дней уцелели только 2 – Покровская в районе Подгорья, ныне именуемая как собор св. апостолов Петра и Павла, и Всехсвятская (напротив нынешнего стадиона «Карасай»). Последняя — единственная из всех петропавловских церквей чудом уцелела во время борьбы с религией.

Одной из первых в Петропавловске пострадала Мариинская церковь. В 1923 году она перестала функционировать по прямому назначению. В её здании был открыт Дворец молодых безбожников.

— В 1894 году, когда  было начато строительство Транссибирской магистрали, на всей её протяжённости на каждой крупной станции строились церкви. Но  Петропавловская Мариинская церковь признавалась одной из самых красивых от Челябинска до Дальнего Востока, — рассказывает художник-архитектор.

Александру Листопаднему удалось найти имя автора проекта церкви. Им являлся Константин Лыгин – архитектор из г. Томска. В архитектуре здания преобладает псевдорусский стиль, о чём свидетельствуют кокошники над окнами — декоративная и резная, вся воздушная и лёгкая, как барышня, несмотря на то, что была каменной.

Сохранилась фотография, запечатлевшая открытие памятника Ленину. На ней, где-то на втором плане, виднеется изувеченная церковь с красным флагом вместо креста на куполе.

В 1930 году было принято решение о ликвидации Вознесенского собора. Это был величественный кафедральный собор, главный в Петропавловске. Предлог для сноса – разрушение храма из-за обстрелов во время Гражданской войны. В память о нём 20 мая 1999 года в 19-ом микрорайоне заложили краеугольный камень храма Вознесения Господня. В 2001 году приступили к строительству новой однопрестольной церкви с колокольней. Конечно, возродить Вознесенский собор в его былых размерах и красоте городу не под силу. Стоит отметить, что он был построен по проекту Александра Листопаднего на народные пожертвования. Его двери распахнулись перед прихожанами в 2005 году.

В октябре 1938 года Президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии подгорной церкви и использовании её здания для общественных нужд. С 1938-1946 годы церковь находилась в ведении облместпрома. В ней выпекали хлеб, пироги, хранили семена для производства масла. Позднее в здании церкви стали производить махорку. В 1946 году облсовет исполкома Петропавловска передал здание храма общине верующих. К моменту восстановления храм представлял собой печальный вид: алтарь и иконостас разгромлены, многие иконы и киоты уничтожены, роспись на стенах покрыта слоем копоти и грязи. Перед центральным алтарём и до самого купола возвышалась громадная вытяжная труба. В Никольском приделе стояла огромная кирпичная печь. Церковь обветшала, её частично разрушили, сняли кресты и колокола. Активное участие в восстановлении и очистке храма приняли прихожане. В 1952 году храм был полностью восстановлен.

По словам Александра Листопаднего, в Петропавловске было утрачено 4 православных собора. Несмотря на тяжёлую судьбу, Покровский храм всё-таки уцелел. Но художник не обидел и его своим вниманием.

— Собор существующий. Кто-то задастся вопросом, ведь речь идёт об утраченных? Дело в том, что сегодняшний вид здания отличается от первоначального. Была иная колокольня с другим завершением в виде шпиля.



Васильевская, или Зенковская церковь, располагалась в нынешнем районе СКГУ, на территории современного студенческого городка. Вдова купца Зенкова и ее сыновья на собственные деньги построили храм на территории старого кладбища, где хоронили казаков, а также простых горожан.

С поиском фотографии для воссоздания образа церкви у художника возникли проблемы. Имелся лишь сохранившийся с 60-х годов снимок, с уже срезанной колокольней – приземистое одноэтажное здание. Тогда в нём находилась «вошебойка». В этом здании тогда производилась санитарная обработка белья различных больных.

— Немного погодя мне удалось найти фотографию этого храма. Здание очень интересное – с шатровой кровлей над колокольней и над зданием основного зала, где проходили поминальные службы. Восхищён талантом зодчего, который его проектировал. В архитектуре, которая соответствует стилю «сибирское барокко», присутствует ступенчатая шатровость с развитием, что придаёт торжественность и монументальность всей церкви. Она была богато декорирована,  с пилястрами и сандриками над окнами.



Полуразрушенный молитвенный зал солдатской церкви, находившейся на территории крепости, в советское время был приспособлен под один из цехов завода. Часть его сохранилась до сих пор.

— Дом Бога на земле превратить в цех, вошебойку или сауну! Вы задумывались над тем, какой грех вы совершили? — художник задаёт риторический вопрос тем, у кого поднялась рука на храмы божьи. — И эти люди с гордостью говорят: «А мы спасли, сохранили».

По словам Александра Листопаднего, здание Солдатской церкви  восхищает профессиональной выверенностью пропорций, что придаёт храму торжественность и монументальность. Ощущается развитие объёмов по вертикали. А созерцание храма доставляет истинное наслаждение.

Наслаждаться этими произведениями архитектурного искусства стало возможно теперь, любуясь  картинами  художника Александра Листопаднего.

О планах

К началу 20 века в Петропавловске насчитывалось 6 каменных мечетей. К 1938 году все они были закрыты. Здания мечетей также приспосабливали под хозяйственные нужды, а некоторые вовсе были уничтожены. Сегодня Александр Листопадний занимается поиском информации, фото и документов о мусульманских культовых сооружениях Петропавловска. Возможно, совсем скоро его волшебная кисть восстановит утраченные мечети нашего города.

Фото автора, из личного архива А. Листопаднего

В статье использовался справочный материал из книги М. Морозова «Петропавловск в иллюстрациях и информациях»

Подробнее об истории города читайте в проекте Исторический Петропавловск

Источник: https://pkzsk.info/pravoslavnye-khramy-petropavlovska-vosstanovil-khudozhnik-ko-dnyu-goroda/
© Петропавловск.news. Все права защищены. Копирование материалов сайта без активной гиперссылки на источник преследуется по закону.