Тайна гибели группы Дятлова. Глава X. часть 6
( на предыдущую страницу ) ( к оглавлению ) ( на следующую страницу )
Общие выводы по характеру расследования аварий туристскими группами.
События любой аварии развиваются по единому сценарию, с одним единственным определяющим набором причинно-следственных связей. Реальная картина не допускает какой-то «множественности» и той «неопределённости», которая возникает при расследовании, когда картину событий стараются построить не на основе прямых наблюдений за ними, а на основе каких-то отдельных, обрывочных фактов. Недостаток информации порождает неопределённость, допускающую множественность описаний. Как же строится общая картина событий при расследовании?
Все строить можно только на проверенных фактах. Это очевидно! Неверные факты могут увести в сторону на ложный путь, с которого придется возвращаться.
То же самое относится и к предположениям, которые надо тщательно проверять.
Правильное предположение является тем «магнитом», который или притягивает к себе известные факты, или им не противоречит. А неверное предположение «расталкивает» известные факты, не позволяя их связать. Надо только отбрасывать неправильные предположения. В частности, предположение, скорее всего, неверно, если оно не имеет подтверждения или видимой связи с известными фактами. Ни одно предположение или «версия» событий не должно приниматься ни специалистами, ни юристами, ни общественностью без чётких и конкретных доказательств на основе проверенных фактов и на основе взаимосвязей фактов, событий, показаний свидетелей и дополнительной информации, обнаруженной в ходе расследования.
Вот в этом и состоит разница между недостоверным предположением и работоспособной и достоверной «версией» событий. Работоспособная версия опирается на проверенные факты, связанные правильными предположениями, позволяющими описать весь ход событий от начала до конца. Правильные предположения связывают отдельные факты в «куски» событий по времени при их детальном рассмотрении. И связывают «куски событий» в цельную картину при взгляде на них «издали», при взгляде на них «целиком».
Неверные предположения и факты заводят в тупик: ложные факты или факты, которые «зависают» на бездоказательности, нестыковки с другими фактами или просто ненужности, приходится отбрасывать, а от предположения отказываться. Тупиковая ситуация обычно указывает на то, что надо действовать в другом направлении и действовать другими методами поиска.
Понимание стихийных факторов внешней среды и специфики действий людей в определенных условиях позволяет увидеть и главные факторы риска, и возможную направленность событий. А недостаток знаний и понимания в отдельных вопросах легче всего может быть устранен путем привлечения знающих специалистов. В данной истории «неспециалисты», в отличие от «лавинщиков», не понимали существенной разницы между лавинами из свежего рыхлого снега и лавинами из слоистых «снежных досок», которые формируются ветрами и погодными условиями неделями и месяцами.
При расследовании нельзя игнорировать никакие «случайные» совпадения событий по времени и по «месту», если речь идет о событиях, которые могут быть прямо взаимосвязаны. Совпадение событий аварии редко бывает «случайным». Настойчивый поиск всегда должен быть направлен на обнаружение и подтверждение связей фактов и событий.
Например, понять природу полета "огненных шаров" исследователям не удавалось до тех пор, пока мы не обнаружили связи дат наблюдений с датами стартов ракет с космодромов.
Правильно ли поступили дятловцы?
После аварий, подобных аварии Дятлова, всегда высказываются мнения, а стоит ли вообще «ходить в походы» и «заниматься туризмом», - мнение о том, правильно ли вообще поступали дятловцы, выходя в походы? Шли ли они по «верному пути», или они совершили большую жизненную ошибку, начав заниматься спортивным туризмом?
Они шли по верному пути! По нашему мнению, другого ответа здесь нет. Они занимались своим любимым делом. Туризм и спорт их укреплял морально и физически, - эти занятия их гармонично развивали, как здоровых и сильных людей с широким кругом интересов, с богатым, ярким знанием окружающего мира и друг друга. Туризм учил их быть сильными и добрыми, учил помогать товарищам и понимать друг друга с полуслова. Туризм воспитывал, закалял и развивал их души.
Да, специфика спортивного туризма состоит и в наличии определенного риска, поскольку в походах приходится сталкиваться с проявлениями стихии, - и природной, и человеческой. Да, здесь требуется проявлять осторожность. Надо уметь ставить и решать только посильные задачи, надо уметь уйти от удара стихии там, где стихия непреодолима, а сложности маршрута не соответствуют подготовке туристской группы.
Да, - и в туризме человек не гарантирован от несчастных случаев, как и во многих других видах деятельности. А вот уровень риска здесь зависит от многих составляющих, - и от объективных факторов среды и от субъективного поведения человека. Надо понять простую истину: человек будет обречен, как биологический вид, если он перестанет активно осваивать новые среды, – и «чисто природную» среду, - входя в «природу», сталкиваясь с её стихией. И входя в новую «искусственную» среду, - осваивая свои новую технику и технологию, усиливая с их помощью свои возможности. И идя в новую «человеческую среду», - развивая свои отношения с другими людьми и коллективами. И, конечно, развивая «свою» среду, - самого себя и в своих внутренних «связях», и во внешних связях с миром.
Надо понимать, что альтернативой занятиям спортом и туризмом для «пассионарно-активных» личностей в той или иной мере будут опасное (экстремальное) трюкачество и авантюризм, выпивка, наркотики, аморальные действия и преступления. Все те негативные проявления в «массе» людей, человеческие потери от которых будут «на порядки» (десятикратно и более) больше, чем от аварий в турпоходах. От опасных развлечений, алкоголя, наркотиков, аварий на дорогах и пьянства гибнет людей в тысячи раз больше, чем на туристских тропах. Занятие спортом и туризмом – одна из форм отказа от всех этих вредных явлений.
От автомобилей и самолетов гибнет в тысячи раз больше людей, чем в турпоходах. Значит ли это, что надо отказываться от автомобилей и самолетов? Возражения насчет «массовости» явления здесь ничего не дадут, - с учетом времени турпохода и времени полета на авиалайнере полёт окажется опаснее турпохода. Да и некорректны в принципе такие «возражения» и сравнения, поскольку они не учитывают специфику каждого вида деятельности и специфику поведения отдельных людей. Надо понимать, что и в «обычных условиях» человек всегда подвержен той или иной опасности для жизни от несчастных случаев или болезней (вероятность смерти человека в каждый год жизни практически всегда превышает 1 процент, - ведь до 100 лет доживают очень немногие). А люди сильные, крепкие духовно и физически этим опасностям подвержены в меньшей степени. История войны, например, показывает, что туристы и альпинисты лучше и быстрее адаптировались к условиям боевых действий, хорошо выполняли боевые задачи, и им было легче выжить в условиях боевых действий, чем людям без подобной подготовки.
Надо понимать и то, что каждая туристская группа, выходящая в поход, идет по маршруту с разной «возможностью» несчастного случая, который существенно зависит и от поведения руководителя группы, и от самой группы. В условиях турпохода или альпинистского восхождения любой участник при неправильных действиях способен «подставить» под аварию и себя, и руководителя, и всю группу.
Но возможность попадания в аварию зависит и от ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ внешней среды, которые «всегда есть», и которые в отдельные моменты могут существенно увеличить опасность ситуации. И не всегда такое обострение опасности можно заметить сразу. В случае аварии Дятлова имела место именно такая ситуация: опасность подкралась постепенно и внезапно нанесла удар ночью, оставив и «лавины предательский след», и след «девятого вала» холода. Реально же оценить «вероятность» аварии в конкретном походе возможно только в виде оценки вероятности аварии в конкретном виде туризма на основе собранной статистики аварий.
Никакой «мистики» в аварии Дятлова нет, как нет и в цифре «9». В практике туризма есть и более крупные, и более мелкие трагедии с различным числом погибших и при разных условиях развития ситуации, - часть из них упомянута выше. Можно отметить, что тяжелые «холодные» аварии с гибелью всей группы случаются периодически, причем и в туризме (горном и лыжном), и в альпинизме. Так же, как и тяжелые лавинные аварии.
Можно добавить еще, что вся организация туризма тогда, в 1959 году была другой, и объективно имела немало слабостей, да и сейчас их немало, но они уже другие. Например, контрольно-спасательной службы (КСС) и маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) в нынешнем виде просто еще не существовало (МКК начали формировать в 1962 году, КСС – в октябре 1972 года, а МЧС – только в 1991 г.). Не существовало серьезной системы подготовки инструкторских кадров, руководителей туристских походов и спасателей. Общественное движение организованного самодеятельного (спортивного) туризма набрало силу, а вот власть им всерьез не занималась. Опыта, литературы, умелых кадров туризма было мало, - спортивный туризм проходил «детскую» стадию становления. Причем в условиях усложнения походов и освоения новых районов, куда ранее вообще не ходили, и о которых было очень мало доступной информации. Достаточно слабым было и материальное обеспечение походов, - снаряжение и питание было тяжелым, несовершенным, и во многом самодельным. Карты и средства навигации (компас, часы, линейка, курвиметр) по сравнению с современными картами и приборами GPS были допотопными, - просто «архаичными». Туристы ходили с самодельными схемами местности и по описаниям маршрутов других групп.
На мощном 19-м пике солнечной активности резко повысилась аварийность походов. В 1959 году количество погибших туристов перевалило за 50 человек (сюда «вошла» и группа Дятлова), а в 1960 году оно дошло уже до 100 человек. Погибали молодые люди, едва перешагнувшие порог совершеннолетия. Хоронить детей, - живая боль! Тогда власти, не понимающие глубинных причин аварий, решили вообще «закрыть» это явление директивным порядком. Постановлением от 17.03.1961 г. самодеятельные (спортивные, организованные) походы запретили, - фактически их перевели в разряд «диких», неорганизованных. Это решение было похоже на директиву «запретить пожары» и «упразднить пожарных». Результат запрещения оказался трагичен: 1961 год дал около 200 погибших. Аварийность увеличилась еще в 2 раза, поскольку все организованные группы пошли в походы «сами по себе», «диким» образом, без контроля, дисциплины, правил и ограничений (хотя часть МК на свой страх и риск продолжали работу и вели учёт и отслеживание движения туристских групп). Попавшие в аварии группы все равно пришлось спасать, но делать это стало куда труднее: где их искать, если маршрут неизвестен! Кого искать, если состав неизвестен? Когда искать, если сроки неизвестны?.. Вот тогда властям стала понятна простая, в общем, истина: когда общественное движение вырастает из действующих организационных форм, эти формы надо срочно не отменять и «запрещать», а реформировать. А вот запретить движение нельзя, - такие попытки обречены на неудачу. Неуправляемое общественное движение, - это опасная стихия!
Пик аварийности случился в те годы не только в туризме, но и в альпинизме. В 1960 году погибло 26 альпинистов – до того «антирекордной» аварийность была на 17-м пике солнечной активности 1937 года – 15 погибших за год. В этот пиковый и «рекордный» по относительной аварийности год погибло альпинистов в 2,26 раза больше, чем в среднем за один год данного цикла (всего на 19-м цикле с 1954 по 1963 годы погибло 115 альпинистов за 10 лет – в среднем 11,5 за год). Антирекорд повышения аварийности в альпиизме в 2,26 раза в течение одного цикла СА сохранился до настоящего времени.
Для реорганизации спортивного туризма пришлось изменить многое: запреты, нормативы, руководящие организации, создать систему подготовки кадров, систему оформления документации походов и отслеживания движения групп. Пришлось создать Центральный (ЦСТЭ) и местные советы по туризму и экскурсиям и систему туристских клубов, маршрутно-квалификационные комиссии (МКК – с 1963 г.) и контрольно-спасательную службу (КСС с 1972, а с 1993 МЧС), создать системы подготовки кадров, ввести новую спортивную классификацию. Постановлением ВЦСПС от 20.07.1962 г. спортивный туризм и его структуры организационно передали в ведение ВЦСПС (профсоюзов), а организационно несовершенные советы по туризму спортивных обществ упразднили. Изменили сами принципы работы управлений по туристско-экскурсионной работе разного уровня, которые преобразовали в Советы по туризму и экскурсиям с централизованным подчинением ЦСТЭ при ВЦСПС. В результате организационный кризис спортивного туризма удалось преодолеть и удалось сбить аварийность (она упала и из-за падения солнечной активности, - влияние и этого фактора временно уменьшилось до следующего пика). А всю систему спортивного туризма улучшили и получили возможность её развития на новом этапе. О кризисах развития в советское время писать не очень разрешали, потому сейчас о них многие просто не знают.
Кризис того времени не обошел и УПИ, - здесь тоже имели место и аварии с гибелью туристов, и откровенные попытки расправы над туристами административными мерами. Об этом написано в статье академика П.И.Бартоломея «От одной трагедии к другой» в № 1 журнала «Уральский следопыт» за 2009 г. Глупая нелепость ситуации состояла в том, что по партийной линии преследовали в первую очередь тех честных и самоотверженных туристов, которые участвовали в спасательных работах по поиску попавших в беду товарищей! Функционеры, которые сами для туризма ничего не сделали, ничего умнее сразу не придумали! Сейчас ясно, что всё это «умопомрачение» и резкая, огульная активность были связаны с 19-м пиком солнечной активности (но, конечно, они определялись не только этой СА, - нельзя упрощать такие сложные явления до влияния одного только фактора воздействия из многих составляющих).
Трагедия группы Дятлова была характерна для «преддверия» кризиса самодеятельного (спортивного) туризма. У нее имелись и более глубокие причины, чем отдельные промахи группы и руководителя, - это видно с высоты прошедших лет. Тактические и технические истоки этой аварии теперь хорошо видны. Авария эта явилась следствием и глобальных процессов, и удара стихии с трагическим стечением обстоятельств, и отдельных промахов, допущенных в основном от недостатка опыта и туризма, и туристов. Чего было больше? Так ли это важно? Важно понять всё это и сделать правильные выводы!
Как следовало поступить дятловцам в критической ситуации, и возможен ли был иной исход аварии?
Сход обвала (малой локальной лавины) предсказать тогда было практически невозможно. А о том, можно ли было спастись уже после схода обвала, можно только предполагать. Но нельзя утверждать определенно, что при оптимальных действиях группы её спасение могло быть обеспечено. Нет, - в такой тяжелой ситуации группа могла погибнуть при самых правильных действиях. Надо было стремиться сделать все то, что они пытались сделать, но теперь ясно, что сделать это требовалось немного «не так» прежде всего на этапе выбора места для установки палатки, - выбор этого места в основном и опередил дальнейший ход событий трагедии. И эта, и любая другая аварийная ситуация содержат элементы неопределенности, которые могут изменить её исход. Но могут и не изменить. Поэтому любые «выводы» и «сценарии» развития событий являются «верными» лишь в некотором приближении. А конечный исход событий предсказать невозможно, - он зависит и от «логики борьбы», и от соотношения сил человека и стихии. Но ясно, что проще всего избежать трагедии можно было изначально путём «смягчения» ситуации похода с уходом группы для ночлега в более безопасное место недалеко от леса и на менее крутом склоне.
Что надо извлечь из Трагедии Дятлова?
Вскрытие причин таких катастроф для опытных туристов - не прихоть. Оно помогает методически избежать таких аварий в будущем, - но только при наличии культуры походов, технического и тактического умения, организации и дисциплины! Подобные аварии являются суровым предупреждением против пренебрежений опасностями стихии. По этой Трагедии видно, что может произойти даже с хорошо организованной и подготовленной группой в условиях резкого, опасного изменения ситуации и сильного давления стихии. И когда группа по каким-то причинам не прогнозирует эти опасности или не принимает их во внимание и не предпринимает мер по смягчению условий похода для увеличения безопасности и снижения риска.
У нас живёт боль за ребят и память о них! Они стремились в жизни к большим высотам, - в учёбе, в работе, в спорте! Они бы этих высот достигли, если бы трагический случай не оборвал их путь. Тогда они были старше нас. Сейчас мы старше и опытнее их. Отдельные, с виду небольшие ошибки ими допущены были из-за желания познать себя в новых условиях и из-за их юношеского задора. Но по-человечески, конечно, не было за ними и «тени» таких «тяжелых» ошибок, за которые они заслужили бы столь жестокое наказание, как смерть. Тем более, не допустили они нарушений, а положили нам на память действия самоотверженные, с самопожертвованием. Но у стихии свои, звериные повадки. Потому мы по-человечески считаем:
И урок для всех нас. Какие-либо обвинения неуместны и несправедливы. Но все промахи надо видеть, - и промахи туристов, и промахи следствия, и промахи власти, и ошибки человеческих заблуждений. И ошибки просто на пути познания такого сложного явления, как аварийность. И, - это главное, - надо видеть, почему те или иные недоработки и ошибки были допущены, - где и в чём «корень зла». Того «зла», которое происходит не от «злого умысла», а просто от трагического стечения обстоятельств, с которыми не удалось справиться.
Чисто «психологически» участники поиска не хотели ни в чём обвинять погибших в каких-то допущенных ошибках. Хотя «методология» крупных трагедий показывает, что такие ошибки всегда есть, и надо видеть, в чём они состоят для того, чтобы избежать таких ошибок в будущем. Поэтому «методология расследования» обязательно должна включать в себя и поиск тактических и технических решений и ошибок, которые привели к трагедии. Но исходно без обвинительной «наклонности» такого поиска. Надо разобраться в том, что и как произошло, прежде чем делать конкретные выводы о допущенных ошибках.
Группа Дятлова погибла в борьбе так, как погибает группа честных солдат-патриотов в неравном бою. Они не оставили своих погибающих товарищей, они до конца сражались со стихией как умели, как могли! И пали в борьбе, отдав все свои силы, все тепло своих сердец.
И нам бы хотелось, чтобы эта книга тоже стала памятником для них, - для группы Дятлова уральского Политеха, которая погибла в борьбе со стихией, спасая своих раненых товарищей.
|
Раскрытие тайны этой аварии имеет глубокий человечный смысл, - оно делает их жертву не напрасной! А их память незабвенной!
Ведь без верного понимания событий аварии память о ней будет продолжать «кровоточить» слухами, заблуждениями, мистикой и «горами» бумаги из напрасно написанных фантазий «на тему». И, главное, - она будет «кровоточить» похожими авариями других групп путешественников, которые можно предотвратить на основе опыта и правильных выводов истории катастрофы группы Дятлова. Новые похожие аварии не могут быть добрым «памятником» дятловцам. Достойным памятником им будет отсутствие таких аварий. Слухи, мистика, заблуждения, всякого рода необоснованные обвинения, - это тоже «зло» и грязь, от которой наша память должна быть очищена.
В память о группе Дятлова можно сформулировать
- «техническое назидание дятловцев»: «ППП: Правильно поставь палатки!»
Палатку не ставь под возможный удар лавины, под удар дерева (которое может упасть), под удар камнепада (под скалы и осыпные выносы). Палатку поставь в защищенном от ветра месте (не ставь под ветер!), поставь крепко (надежно закрепив тяги), с защитой её снежной и/или невысокой каменной стенкой). Палатку поставь вблизи топлива и воды (дрова рядом - дополнительная гарантия безопасности на случай мороза и метели)…
- Открытые, безлесные участки склонов гор имеют повышенную лавиноопасность и повышенную опасность переохлаждения от ветра и холода!
Установка с заглублением в снег с подрезкой допустима только на ровном месте, но не на склоне и не под склоном. На склоне палатка ставится без заглубления с защитой бортов снежными стенками (кирпичи вырезать в стороне от палатки на безопасных ровных участках склонов).
- Особо опасны подрезки склона в местах изменения крутизны, на «перегибах» снежного рельефа!
Следует избегать таких мест.
- Подрезка снежного пласта при установке палатки потенциально опасна, даже если склон не кажется крутым и лавиноопасным!
Линейная и глубокая подрезка снежного пласта в зоне установки палатки существенно сильнее повреждает пласт и увеличивает лавинную опасность склона, чем «шаговая» подрезка следами или неглубокая линейная подрезка лыжами!
- В случае разрушения или утраты палатки будь готов и умей построить другое жилище, защищающее от ветра и холода: снежную хижину (иглу) или пещеру, шалаш или чум из связанных жердей, покрытых лапником и снежными кирпичами.
- Не теряй одежду, обувь и снаряжение, - это очень опасно!
Потеря снаряжения - это потеря защиты, утрата искусственной среды обитания человека, без которой выживание в экстремальной ситуации невозможно. Такая потеря – уже авария, чреватая катастрофой с гибелью людей.
- Берегись и защищайся от страшной опасности холода!
- Ветер и высота существенно увеличивают опасность холода, особенно на открытых ветру местах!
Тепловые резервы и резервы защиты от холода у человека очень ограничены, по системе терморегулирования мы все - тропические «обезьяны», а не полярные «белые медведи».
- Даже в самый критический момент надо стараться увидеть не только непосредственную опасность, но и другие, связанные с последующими действиями, состоянием и реальными возможностями группы в конкретной ситуации!
В критические моменты, когда повышается опасность, руководитель группы особо обостренно должен видеть последствия своего решения, цена которого очень высока! В критической ситуации опасен любой шаг, снижающий потенциал сопротивления и возможности группы! Слишком поспешные решения и действия таят дополнительную опасность!
- Внимание! Авария часто происходит на изменениях рельефа, зон ландшафтов, климата и состояния группы.
- Резкий переход в другие условия похода – критическая ситуация!
- Резкое изменение климата, температур, ветра, рельефа – критическая ситуация!
- Критическая ситуация требует изменения характера действий туристской группы в соответствии с новыми условиями рельефа и климата!
На пиках и провалах солнечной активности – характерны экстремальные проявления внешних условий и поведения людей, поэтому в такие периоды необходима особая осторожность и уход от резких, мало продуманных поступков при усилении всех мер безопасности, - особенно в условиях непогоды (или при признаках её приближения)
В конце надо сказать несколько добрых слов о товарищах дятловцев по походам и участниках поиска. Многие из них тогда, в 1959 году были еще очень молодыми. Сейчас большинство из них стали уважаемыми людьми, - известными учеными, заслуженными инженерами, мастерами спорта по туризму и альпинизму. В Екатеринбурге живут и активно трудятся участники поиска дятловцев - академик Бартоломей П.И., Аскинадзи В.М., Карелин В.Г., Шаравин М.П., Брусницин В.Д., Будрин А.Д., Якименко В.Г. Живут в Новосибирске – О.И.Гребенник, в Москве Б.Е.Слобцов, в Усть-Лабинске – С.Н.Согрин. Ушли из жизни Слобцов Б.Е. (30.01.2018 г.) и Шаравин М.П. (02.07.2019 г.). К сожалению, судьба не всех поисковиков сложилась благополучно. Вот строки из письма начальника учебной части альплагеря Уллу-Тау Ю.И.Порохни о гибели Георгия Атманаки:
«…В 1962 г. уже в "Уллутау" я был тренером-наблюдателем (была такая должность по тем Правилам) у свердловчан-разрядников, где и был Жора. После всех скальных, ледовых и снежных занятий начали на тренировочное восхождение "Лацга", 2-А. С вечера и ночью была гроза, поэтому с бивака вышли только в 7-00, но уже на вершине были около 13 часов и подошли к спуску в кулуар. Руководителем группы был Вадим Брусницын, впереди метров на 10 шел Жора в связке с Руфиной Арефьевой, я замыкал всю группу как раз на полке и вдруг справа от стены отваливается глыба камня (по-видимому, после хорошего дождя), мы крикнули им: "Камень!" Они оглядываются, а он летит прямо на Жору (Руфа была чуть впереди), он прыгнул вправо, но камень раскололся надвое и одним их них прямо по каске, а Руфину не задело, но их веревку заклинило. Я первый подбежал к Жоре и нащупал в голове дырку: он убит был мгновенно. Руфина была в шоке и рыдала. Далее транспортировали его вниз. В общем, случай непредсказуемый, и комиссия никаких ошибок по восхождению не нашла. А так парень он был сильный, да и по характеру коммуникабельный…».
Примечание. По словам В.Брусницына руководителем их группы при аварийном восхождении была известная сейчас многим альпинистка Руфина Арефьева.
Да, по-разному сложилась судьба товарищей и поисковиков дятловцев. Случались аварии и с ними, на их пути. А к перевалу Дятлова идут многочисленные туристские группы, и кладут цветы и монетки к скале-останцу с памятной доской и обелиском под горой Холатчахль. Ложатся цветы к стеле и плитам мемориала дятловцам на Михайловском кладбище в Екатеринбурге, к могилам Г.Кривонищенко и С.Золотарёва на Ивановском кладбище. А история поиска и событий трагедии группы Дятлова стала частью истории Уральского политехнического института (технического университета). Историей, в которой для нас наиболее ценно отражаются характеры, образ мыслей и действий её участников, - самих дятловцев и тех спасателей, которые по зову души и сердца устремились на помощь к ним. Которые в нелёгкой борьбе нашли погибших, и собрали сведения для разгадки причин катастрофы. А также и тех, кто позже помог раскрыть тайны этой трагедии гор Северного Урала.
( на предыдущую страницу ) ( к оглавлению ) ( на следующую страницу )